Эксперт Связи » Сеть Internet » Российский Internet »
1. trafik - 31 Октября, 2012 - 01:37:34

Цитата:
31 Октября 2012 года

Кризис сетей Рунета

Рынок услуг провайдеров сети Интернет переживает тяжёлые времена, эту ситуацию вполне можно было предвидеть. Любой новый товар, любая новая услуга переживают на рынке такую же стадию. Поначалу рентабельность превышает 150%, потом эту высокую рентабельность замечают другие участники рынка, начинается конкуренция, цены падают. И когда рентабельность падает до нормальной, воспоминания о счастливом времени высоких доходов приносит ощущение неудачи. Как правило, в России к будущему падению рентабельности заранее не готовятся, а от всех предупреждений внешних консультантов отмахиваются по той причине, что и так всё хорошо.

Насыщение рынка в сфере рынка IT-услуг (Интернет, кабельное телевидение, IP-телефония) сопровождается почти естественными в такой ситуации элементами нечестной конкуренции и нечестной рекламы. Способствует этому использование ограниченного набора показателей, мегабиты в секунду рассматриваются как основной измеритель качества услуги, тогда как должны бы применяться распределения по Эрлангу и другие параметры, давно используемые для оценки качества связи.

По этой причине сложно оценивать издержки по увеличению пропускной способности, а следовательно, и эффективность таких издержек. Из-за неопределённости становится возможным использование разнообразных приёмчиков и хитростей. Наиболее простые из них - гарантии обеспечивать скорость "до 100 мбит в секунду" или указывать только скорости ночного трафика.

Появляются и более сложные приёмы на грани фола. Используется, например, так называемая "раскраска" трафика. Наборам пакетов, проходящих между потребителем и ресурсом, приписываются разные приоритеты, в зависимости от направления, протокола, плана обслуживания (тарифа), категории абонента. Применяются и так называемые "качели", когда вводится перекос в скоростях: входящий поток быстрый, а скачивание идёт медленно. Приёмов много, аналоги их можно найти и на других насыщающихся рынках. Отслеживание таких хитростей формирует потребность в новом виде бизнеса - в независимой проверке, инспекции качества оказываемых IT-услуг.

Но общая схема стабилизации рынка в сфере Интернет-услуг имеет собственный колорит. Первой особенностью можно считать то, что рынок в период его становления сводится преимущественно к расширению клиентской базы. Это расширение обычно опережает спрос, то есть сети (преимущественно, оптоволоконные) строятся про запас, а не по запросам будущей клиентуры. Поэтому, по мере того, как провайдеров становилось всё больше, рентабельность падала не только из-за конкуренции. Инвестиции в сети, на которые не удалось найти экономически обоснованного числа клиентов, ложились грузом на оказываемые услуги. Информация о этих не функционирующих сетях с течением времени утрачивается.

И только когда началась конкуренция, стало заметно, что продажи на этом рынке делятся на две части. Первая часть, уже отмечавшееся выше расширение сетей, её можно назвать девелопментом, по аналогии с рынком недвижимости. Вторая же - сохранение клиентской базы и стимулирование увеличения объёма услуг по уже имеющейся клиентской базе.

Другая особенность становления российского рынка Интернет-услуг состоит в том, что неожиданно для участников не только падала рентабельность, но и резко поднимался кадровый дефицит. Инженеров не хватает вообще, но дефицит инженеров связи просто зашкаливает. Студенты-связисты уже на втором курсе работают в call-центрах (инженер технической поддержки, сервисный инженер) или на прокладке проводов. К четвёртому курсу внутри компаний им уже предлагают повышение до инженера второй линии техподдержки, где необходимо знание протоколов телефонии, голосовых шлюзов, операционных систем и т.д.

Администраторов сетей становилось (и становится) мало на большое количество сетей. Дело не только в том, что технические специальности в нашей стране всё менее популярны. Многие ушли в корпорации, где есть дорогостоящее оборудование и большие корпоративные сети. Фактически, провайдеры, подготовив инженеров связи для себя, сформировали кадры для крупных пользователей сети. В наибольшей степени осознаётся нехватка специалистов по технической поддержке работы оборудования. В некоторых регионах РФ их практически нет. В особенности острый дефицит обозначается на Дальнем Востоке.

Нет времени на обучение, на подготовку таких специалистов. Это не означает, что их не нужно готовить, просто процесс этот нескорый, а специалисты нужны сейчас, немедленно. Если не применять экстренные меры, информационные сети РФ будут полностью контролироваться извне или развалятся. Путей экстренного решения проблемы три: привлекать иностранных специалистов, создавать совместные предприятия или приглашать иностранные компании.

Правительство РФ, естественно, склоняется к первому варианту - приглашать иностранных специалистов в российские IT-компании. Министр связи и телекоммуникаций РФ Н. Никифоров полагает даже, что система образования России не способна обеспечить потребность страны в специалистах связи. Он придерживается такого мнения, что "сегодня нужна правильная трудовая миграция конкретно в отрасль информационных технологий. Темп роста такой, что мы просто не в состоянии демографически и всей нашей системой образования обеспечить тот приток кадров, на который есть спрос". 1

Но на уровне уже таких компаний, как ВымпелКом, это направление считается мало перспективным. Первоначально обсуждался вариант создания совместной российско-китайской компании, но дело закончилось тем, что в августе было принято решение вывести за штат около 1300 сотрудников ВымпелКома, тех, что занимались технической поддержкой оборудования и клиентов. Оборудование китайской компании Huawei является сейчас для российских информационных сетей основным. Компания Huawei обслуживает только своё оборудование и не занимается поддержкой оборудования других компаний. Именно в китайскую Huawei переходит 520 человек (и в российскую Энвижн Груп - 768 человек). Этим 520 специалистам, что перешли в Huawei, придётся учить язык и ездить в Китай на курсы. У других операторов ситуация аналогичная: МТС тоже планирует передачу сотовой сети на аутсорсинг на Дальнем Востоке, до конца года партнёра-аутсорсера собирается выбрать и МегаФон. 2

Тем самым, можно сказать, что техническая поддержка информационных сетей на Дальнем Востоке фактически уже перешла китайцам. Неизбежно, что эта же экспансия ждёт и Восточную, и Западную Сибирь, а при пассивности госструктур пойдёт и дальше.

Рынок IT-услуг делится надвое: сектор юридических лиц (В2В - business to business) и сектор физических лиц. (В2С - business to consumer). Как-то они связаны, в будущем, по-видимому, эта связь будет выявлена. Но сейчас они воспринимаются как два самостоятельных рынка.

Неподготовленность потребителя к принятию IT-услуг в целом также отдифференцировалась. Повышение квалификации юридических лиц как потребителей этих услуг, сопровождалось сохранением безграмотности среди населения. Участники рынка В2В не могли в полной мере передавать свой опыт на рынок В2С , поскольку не обладали и не обладают полной информацией о подключении к интернету юридических лиц, а потому фактически плохо ориентируются и на собственном рынке.

Переход от девелопмента клиентской базы юридических лиц к расширению клиентуры среди населения оказался неподготовленным. Работа провайдеров на этом рынке может вызывать только улыбку, в особенности, когда видишь гастарбайтера у подъезда жилого дома, который клеит объявление о новой возможности подключиться к Интернет. Это означает, скорее всего, то, что провайдер уже завёл в дом сеть, а теперь только начинает отыскивать клиентов с помощью примитивных средств.

Специалисты по расширению рынка клиентов среди физических лиц (рынка В2С) не только не были подготовлены, но и вплоть до сегодняшнего дня не осознаётся, что такие специалисты нужны.

При переходе к рынку физических лиц оказывается, что самая эффективная реклама - сарафанное радио, Но реальный бизнес в этой сфере может быть организован только через собственников домов, ТСЖ, управляющие компании, ТОСы, старших по подъездам. Это - самостоятельный специализированный вид бизнеса, учитывающий реально сложившуюся административно-управленческую структуру. И делать это должны специализированные компании на началах аутсорсинга.

Пять лет тому назад отмечалось, что темпы роста IT-аутсорсинга высоки, 50-60% в год. Хотя в то время доля IT-аутсорсинга по отношению ко всем IT-услугам в 2006 году составляла всего 7%, а объем рынка в денежном выражении - чуть больше 10 млрд рублей. 3 Но сейчас ситуация существенным образом изменилась. Некоторые компании продолжают оказывать полный пакет IT-услуг.

В данной ситуации остро необходима технологическая специализация, создание компаний, которые обеспечивают расширение рынка В2С, используя структуру управления жилым фондом.

Ю. П. Воронов,
кандидат экономических наук,
генеральный директор ООО "Корпус-Консалтинг",
вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты

Источник: https://www.expertsvyazi.ru/inde...ql&art=10001

--
WRA-RIPE


© ARTY